К 600-ЛЕТИЮ НИКОЛО-
КОРЕЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ

Старины ожившей купола

Николо-Корельский монастырь встречает свое 600-летие в новом облике. Над белокаменной громадой в лучах солнца засияли купола, которые отлили в прошлом году, к 70-летию Севмаша. Предприятие много делает для возрождения храма. В подарок монастырю мастер вышивки, обладательница городской премии имени М.В. Ломоносова Тамара Ивановна Фукалова на холсте воссоздала первоначальный вид обители.

В квартире рукодельницы разместился настоящий музей. В миниатюрах этой талантливой женщины ожили удивительные по красоте храмы, старинный Архангельск и даже знаменитые чудеса света. Как опытный экскурсовод, хозяйка с интересом рассказывает про каждый экспонат. Прежде чем взяться за иголку, она внимательно читает книги по истории и архитектуре.

– Меня всегда увлекали памятники деревянного зодчества, – говорит Тамара Ивановна. – Не раз я побывала в любимой Неноксе, а в 1998 году впервые захотела вышить местную церковь. Позже к ней добавились Малые Карелы, Куртяево, Веркола. Оказалось, что и в Лявле когда-то был монастырь, куда Иван Калита передал Евангелие. Сейчас его хранят в северной столице.

По профессии Тамара Ивановна воспитатель. В детском саду она проработала 35 лет. По вечерам готовилась к занятиям и рисовала пособия для ребят. Выйдя на пенсию, не скучала без дела, стала вышивать храмовую архитектуру. Перепробовала разные ткани и нитки, чтобы добиться нужного эффекта. Выставки с результатами ее труда восхитили не только северодвинцев, но и жителей Каргополя, Няндомы, Москвы и Санкт-Петербурга.

В коллекции мастера более 180 работ. Взамен каждой подаренной миниатюры Тамара Ивановна старается вышить новую. Цикл «Главные храмы России» Т.И. Фукалова решила начать со Спаса Нерукотворного, икона которого висит при входе почти во всех храмах. Воплотить задумку не получалось, не могла начать, как будто кто отталкивал. А тут вскоре довелось ей ехать за внуком в Санкт-Петербург. Зашли они в Казанский собор, встретили там священника, который, выслушав женщину, сказал: «Если душа просит, вышивайте!». Вдохновленная, Тамара Ивановна вернулась к работе и выполнила ее за полторы недели.

– Храм Христа Спасителя возводился в Москве по проекту Тона в течение 40 лет, – рассказывает она. – Когда же взялись за его реконструкцию, справились за три года! Счастье, что существуют храм Василия Блаженного, Исаакиевский собор, Чесменская церковь. Уже в наше время появился храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Мы в силах сберечь прошлое, которое уцелело во многом благодаря монахам.

Тамара Ивановна показывает цикл, посвященный Соловкам. Огонь церкви-маяка на Секирной горе разрезал черноту полярной ночи. Кажется, что суровая природа отступила перед умом и смелостью народных строителей. В сумерках особенно заметна мощь дамбы, сложенной иноками из огромных валунов. Противоположную стену в комнате заняли сразу восемь чудес света. В самом центре находятся символы любви: таинственный Тадж-Махал, висячие сады Вавилона и Мавзол в Галикарнассе. Точные, выверенные линии роднят их с голландскими гравюрами, на основе которых вышита крепость на мысе Пур-Наволок, давшая начало Архангельску, каким его наблюдал Петр I.

– Я жила в районе Соломбалки и не знала, что это не река, а канал, прорытый по указанию императора, – признается Тамара Ивановна. – Петр трижды приезжал на Север, и его монумент помещен на переднем плане работы «Флоту Российскому». Но первый порт возник на том самом месте, где был основан Николо-Корельский монастырь.

Глядя на вышивку Т.И. Фукаловой, не верится, что она никогда не посещала Никольский собор. Хотя макет изучила в мельчайших деталях. Теперь осталось осуществить еще одну мечту и увидеть монастырь.

Юлия ПОПОВА.

Фото автора.