Воспоминания протоиерея Мартина Турчиновича

Последнее обновление страницы: 15.11.2015 20:36:01

Прот. Мартин Иванович Турчинович. Биографическая справка

Часть 2 1)

1905.       2-й экземпляр

Смотри
18-я стр.
Кузин
По_____

Моя биография во Священстве

Предословие (так! – Андрущенко)

В 1851 году, с помощию Божиею и добрых людей, я окончил курс Семинарии К., в том же году рукоположен во Священника Епископом Аполлинарием 2), при Митрополите Филарете 3), в село Лебедовку Чигиринскаго уезда 4). –

 

– Еще за год до окончания курса, во время поездки на каникулы, мой товарищ по Семинарии – Стефан Яковлев – пригласил меня ехать с ним на каникулы к его родным в село Лебедовку Чигиринскаго уезда, я согласился и поехал. – В этой поездке моей – было не без промысла Божия, – я был крайне беден, и одарен Богом не особенными способностями, но трудолюбив и терпелив; – товарищи мои видя мой добрый характер, многие любили меня, и желая сродниться со мною через сестер или род[ствен]ниц, приглашали меня к себе ехать с ними на канику[лы,] но я на их приглашения никак не соглашался, но, когда же с подобным приглашением подступил ко мне мой товарищ – Стефан Яковлев, я нисколько не колеблясь изъявил ему полное согласие ехать с ним на каникулы...., а между тем мне совершенно не было \с. 2\ ничего известно ни той местности куда меня Стефан Яковлев приглашал ни его родных. Семейство, куда я приехал гостить состояло из 8ми человек: вдовы Св. Филиппа Яковлева, ея детей, 4х сыновей и 3х дочерей. Такой гость – как я – оканчивающий курс, был очень желательный для этого семейства –, ибо одна из дочерей была уже невеста, за которой и был предоставлен приход – Лебедовка 5). Прогостил я в Лебедовке несколько времени, возвратился на родину в с. Вербовку Звенигородскаго у., к родной Матери своей; но, уезжая из Лебедовки от семейства Яковлевых, я по своей простоте и неопытности, дал обещание по окончании курса Семинарии быть у них опять, и, если будет все – по хорошему, оставаться в Лебедовке и навсегда.

Пр. В приходе Лебедовском не было местнаго Священника 7 годов, а всё были наблюдающие, и прихожане Лебедовские с нетерпение[м] ожидали своего местнаго Священника.

Окончив курс Семинарии, я несмотря на большия препятствия особенно состороны моих товарищей, из которых многие желали пригласить меня к себе с известною целию, а притом еще были вооружены недружелюбием с товарищами, братом моей нареченной невесты Стефаном Яковлевым, против семьи Яковлевых – его родных. Все почти из товарищей, как ни уговаривали меня не ехать в \с. 3\ Лебедовку к Яковлевым, но, никакие уговоры товарищенские не повлияли на меня, – ибо что то невидимо влекло меня в Лебедовку, несмотря на то, что там, как я уже сказал, не было ничего пр(е?)влекательнаго, но, я таки явился в семейство Яковлевых, и, с старшею дочерью этого семейства Параскевою Филипповною вступил в законный брак.

Перед вступлением в брак, я отправился в Киев получить билет на женитьбу и занять приход. Приход я занял село Мизиновку Зв. уезда 6), а предоставленный приход Лебедовку за моею невестою оставил. После брака выезжая в Киев рукополагаться во Священника, Теща моя Глафира Яковлева, просила меня убедительно, чтобы я переменил приход, – оставил Мизиновку а занял Лебедовку. Приехав в Киев я подал прошение Митрополиту Филарету рукоположить меня во Священника к Александринской Церкви села Лебедовки. –

Рукоположение мое было совершено по резолюции Митрополита Филарета Епископом Аполинарием (так! – Андрущенко) в Михайловском монастыре 7). Получив Священническую грамоту 13го Октября, я отправился домой на место своего служения в с. Лебедовку Чигиринскаго уезда. Прибыв домой, меня встретили с великою радостию, как родные, так и прихожане, но эта \с. 4\ общая радость (несказано?) была потревожена таковым случаем: в первую ночь по моем приезде из Киева домой, я сильно угорел. На утро прихожане узнав, что я уже есть, пришли с просьбою, – отслужить им панихиды, но увидя меня больным, не нашутку испугались, – ибо в приходе Лебедовском, носилось поверие таковое: что Церковь новоустроенная, заложена на смерть Священников, к такому поверию или мнению послужил такой случай; предшестники мои, – тесть мой Св. Филипп Яковлев прослужил в новоустроенной Церкви 8) два-три раза, заболел и умер; зять его 9) а мой свояк 10) Св. Симеон Подгурский прожил в Священстве до 2-х месяцев заболел и умер, И так, когда мои прихожане дождав через сем 7м годов 11) своего местнаго Священника –, и увидев меня неожидано (так! – Андрущенко) заболевшаго, подумали – вот и этот батюшка верно умрет!?.– Но, Бог умилосердился над моими добрыми прихожанами, я того же дня к вечеру мог выполнить их просьбу, – отслужить панихиды. С того времени, т. е. с половины Октября месяца потекла моя жизнь в сане Священника. В начале жизнь моя проходила не без горя, особенно в семейном положении,– У моей невесты, или уже супруги не было ни малейшаго приданнаго (так! – Андрущенко) или состояния, даже одеяния сколько нибудь приличнаго, Я сам был \с. 5\ /бурсак/ 12) крайне беден. 13) – Сватьба (так! – Андрущенко) наша и рукоположение мое во Священника состоялись при помощи одной благодетельницы 14), некоей Параскевы Феодоровны Симеренькиной, которая благодетельствовала и прежде сиротам вдовы Яковлевой – моей тещи, а на этой случай пожертвовала сто N 100 р. –

Поступив на приход Лебедовку без всяких средств, в начале житие мое было горестное: Квартиры Церковной небыло, и я вынужден был через зиму жить в крайней тесноте, в квартире своей тещи, где много случалось неудовольствий; на весну пришлось искать себе квартиры, такая квартира нашлась у одной вдовицы,– об одной комнате в 6ть аршин квадратная, с сеньцами, в этой квартире я поместился с семейством, – жено[й] и новорожденным сыном 15) и прожил там два года. Потом я хлопотал владельческую экономию об отводе усадебной земли и обо устройстве квартиры. К утешению моему в то время был Управляющим имением Лебедовским, добрый человек, хотя и Поляк, некий Корнилий Матвеевич Г. Стецкий, молодой человек недавно окончивший курс Университета.

Прим. Когда Лебедовским имением управлял Г. Стецкий, то это имение принадлежало зятю Красовской, Г. Сипягину Сергию 16), отцу бывшаго министра Сипягина 17), данно в приданное А. Красовскою дочери Дарии Порфировне. –

Управляющий Г. Стецкий безпрепятственно отвел усадебное (землю? землею?), среди села, навыгоне, на которой и \с. 6\ теперь причт живет; разобрав корчму находящуюся на этом же выгоне и из оной основал квартиру, но неокончил, ибо он скоро удалился из Лебедовки, и, я уже сам на свой счет обделал две комнаты – кухню и спальню, и в такой квартире прожил более двух годов; но как эта квартира устроена была из стараго материала, а потому и не могла существовать долгое время, то я решился перестроить эту квартиру, с прибавкою новаго материала на новый дом, который и теперь существует. Когда Лебедовское имение опять поступило во владение Красовской, то в то время случилось великое и неприятное столкновение с владелецию (так! – Андрущенко) – Красовскою: Один молодой человек, – Поляк поступив Экономом в Лебедовку, произвел бунт с крестьянами, – моими прихожанами, кроме того учинил уголовное преступление – насилие…, на что потерпевшее лице занесло мне жалобу на него, я подолгу Пастыря немог замолчать отаком гнусном поступке [и?], – донес об этом Полицейскому Правлению. – Преступника присудили в тюрму на 3 года. Красовская заступилась за него – своего Эконома, – занесла жалобу Генерал Губернатору – Бибикову 18), на меня и моих прихожан, что я человек не миролюбив, п[ь]яница, взяточник и прочие нелепости, а прихожане мои будьтобы бунтовчики. Губернатор распорядился прислать в Лебедовку Чиновника – особых поручений \с. 7\ произвести следствие или дознание, – и, оказалось наглость и совершенная несправедливость в донесении Красовской, – ни одной ёты правды, ни на Священника ни на его прихожан. Красовская видя, что ея жалоба занесенная ею Губернатору, осталась без последствий; она уже заносит жалобу на меня по духовному Начальству, к такой жалобе представился удобный случай, так: Преосвященный Епископ Аполлинарий, объе[з]жая по Епархии и проезжая в близи моего прихода – Лебедовки; Красовская запрашивает Его с обратнаго пути к себе – в Лузановку; Преосвященный приехав вечером в Лузановку к Красовской, ночуя там, о чем мне было совершенно неизвестно; на другой день уже вечером Преосвященный прие[з]жает в мой приход Лебедовку, и застает меня в расплох (так! – Андрущенко) – неожидано; осмотрел Церковь, мою квартиру, квартиру причетника, и, сделав мне строгий выговор, совершенно по напрасно, и по одному только наговору Красовской; ибо ненашел ни в Церкви, ни в квартире ничего предосудительнаго, после всего этого опять уехал в Лузановку на ночлег. несмотря на такой случай, я оставался в совершенном спокойствии, чувствуя себя чистым иправым, но семейство мое было страшно потревожено, даже до слез. После такого произшествия, сознавая себя во всем правым, я продолжал трудиться – исполняя свой пастырский долг… —

Но Красовская таки недремлет; – видя, что посещение меня Преосвященным и сделанный им мне выговор нисколько неповредили мне ни в чем, она пишет письмо томуже Преосвященному, и, просит его ходатайствовать пред — Митрополитом Филаретом, об удалении меня из \с. 8\ прихода – Лебедовки; но Митрополит на просьбу Красовской и ходатайство Преосвященнаго Аполинария высказал следующее: Красовская, баба капризная, недобрая женщина, – она уже жаловалась мне на двух Священников, – Марковскаго Иоанна 19) и Лебединцева Андрея, я исполнил ея просьбу и перевел этих Священников на другие приходы, и, чтоже после оказалось, что эти Священники, прекрасные люди: один, Св. Марковский членом духовнаго Правления [Г?]. Звенигородки, а другой Св. Лебединцев – благочинным в М. Корсуне, верно, и этот Священник такой же? У Красовской все Священники не хороши, она сама нехороша!? Оставить Священника в покои 20). Красовская и после этого не унимается, продолжает преследовать меня на каждом шагу и делать мне пакости, так: у меня была Мельница построена на ея земле с дозволения главной конторы, но Красовская несмотря на это, приказывает Эконому, сделать так, чтобы мельница н[е]молола; Эконом посылает рабочих, которые и обкапывают мою мельницу рвом; но я неунываю, – надеясь на Бога, что враг без воли Божией несделает мне вреда, так и случилось. – Красовская выехала из имения Лузановки; в имение Красовской управляющим поступил, хотя и немец, но человек благородный и добрый, Эконом также человек хороший и добрый, хотя и Поляк, и, я при этих людях и в последствии при других служащих в имении Красовской, жил уже в спокойствии и любви с прихожанами и совсеми другими добрыми людми, хотя и не без скорби и печали, особенно семейной, ибо – \с. 9\ умерло два сына и дочь, еще младенцами. – Прожил на приходе Лебедовском двадцать один год и три месяца.

— — В 1873 году, в Декабре м. 21), поволи Божией и с соизволения Высокопреосвященнейшаго Митрополита Арсения 22), по прошению Лузановских прихожан, – я перемещен в Лузановку к Св. Димитриевской Церкви, Черкасскаго уезда 23). Лузановка, гораздо лучший приход, как Лебедовка, во всех отношениях; но в крайнем было все в запущении, как по Церкви, так и в квартирном отношении –, буквально(_?) ни кола ни двора.–

1., Церковь – каменная с таковоюже колокольнею, прекрасная, крепкая, но совершенно запущенная в внутри и снаружи, в штукатурки все обвалилось, кровля по иржавела (так! – Андрущенко), в цоколе кирпич поместам пообваливался. Потерпев я один год такое запущение Церкви и пристовых (причтовых?) построек, я надругой год моего пребывания в Лузановке, приступил к ремонтировке Церкви в внутри и снаружи при самых скудных средствах; но с Божиею помощию и добро\с. 10\вольных подаяний прихожан и других добрых людей, я привел сколько возможно было в приличный вид – Церковь внутри и снаружи; тогда приступил к постройке Священнической квартиры и других служб, на собственные средства. К[о]гда я обстроил себя в жилых помещениях и других нуждах, тогда уже почти все внимание мое и труды обращены были на содержание в приличном виде Св. Церкви. —

В Лузановке житие мое было более спокойно, хотя и тут было не без злых людей, особенно в начале моего поступления в Лузановку; но мое терпение и обходительность совсеми добрыми и недобрыми прихожанами, преодолели всё, и благодарение Богу, я прожил в Лузановке тритцать (так! – Андрущенко) 30 лет без Малаго, и дожил до Юбилея – Пятдесятилетняго своего Священства, – Который праздновался 18 Октября 1901го года. —

Пятидесятилетие моего Юбилея в Священническом сане исполнилось собственно 13го Октября, в Который день я и служил Литургию \с. 11\ и благодарственный молебен; но, понекоторым сображениям (?) Юбилей праздновали 18го Октября. — —

С 13го Октября начали съезжаться родные; так: приехала единственная дочь Мария – жена Священника Николая Солухи, и сын Терентий – Инженер-Технолог – из Петербурга. – Вторник, 16го Октября было поминовение умерших; служил Литургию и панихиду соседний Священник Николай Татаров. В Среду 17 октября прибыли и другие родные: сын Юбиляра, Свящ. села Матусова 24), Стефан; брат Юбиляра Марк –, Свящ. села Осоты Чигир. у. 25) – с сыном Николаем и зятем – Димитрием Боголюбовым, Священниками, с которыми Юбиляр служил всеношную. Утром наслужение Литургии прибыли Священники, Благочинный О. Павел Костенков с 8ми Священниками его же благочиния, и 2 Священника соседних. Всех Священников, служивших Литургию и молебен было девятнадцать 19ть. После Литургии и молебна, были подношения: от духовенства благочиния: Икона, Святителя Мартина, а от прихожан и землевладельца – Владимира Никитича Г. Сахновскаго, наперстный (так! – Андрущенко) крест. Речи говорили, вовремя причастия \с. 12\ Свящ. Д. Боголюбов, а пред поднесением Иконы и креста, Свящ. Иаков Ботвыновский 26). После всего – все служащие и присутствовавшие в Церкви во время служения, равно и явившиеся после служения, как духовные лица так и светские, были приглашены в квартиру Юбиляра, где было дано изобильное угощение приглашенным, в самом лучшем и приятном порядке, на удивление всем присутствующим, – благодаря сыну Юбиляра – Инженер-Технологу Терентию Мартиновичу Турчиновичу. –

Начало

Примечания

1) Максимально сохранена орфография и пунктуация источника. Географические координаты и современное районирование определены с помощью программы Google Earth – здесь и далее прим. Андрущенко.

2) Аполлинарий (Вигилянский), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Хиротонисан во епископа Чигиринского 15 августа 1845 года. В связи с тяжкой болезнью митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) епископ Аполлинарий нередко управлял всеми епархиальными делами. Скончался 10 января 1858 года. Погребен в Михайловском Златоверхом монастыре, в Екатерининском приделе соборного храма.

3) Святитель Филарет (Амфитеатров), в схиме Феодосий, митрополит Киевский и Галицкий. 1 июня 1819 г. хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 12 января 1825 г. указом Св. Синода переведен в Рязанскую епархию. 22 августа 1826 г. возведен в сан архиепископа. 25 февраля 1828 г. назначен архиепископом в Казань. 18 апреля 1837 г. назначен митрополитом Киевским. 13 августа 1841 г. тайно принял схиму с именем Феодосий. Скончался 21 декабря 1857 г. Погребен согласно завещанию в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня [http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3507]. Мощи святителя были обретены в 1994 году и перенесены в дальние пещеры Киево-Печерской Лавры [http://otechestvo.org.ua/hronika/20051/301.htm]. Прославлен свт. Филарет с Соборах Брянских, Ростовских, Рязанских и Сибирских святых.

4) Ныне – с. Лебедовка Каменского р-на Черкасской обл.. Расположено примерно в 50 км к юго-востоку от с. Вербовка и в 10 км. к западу от г. (или пгт.) Каменка, на речке Сухой Ташлык (приток р. Тясмин). Географические координаты: 49.0355°, 31.9661° – посмотреть в Google Maps.

5) По указу 1722 г. церковные места являются собственностью семьи и переходят по наследству. Указом 1823 г. было официально утверждено закрепление церковных мест за детьми священно- и церковнослужителей как мера обеспечения вдов и сирот духовенства: или они должны были содержаться клириком, поступившим на освободившееся место, или за дочерьми священников места их отцов закреплялись как приданое. Обычай наследственности духовных мест просуществовал до 1867 г. Браки заключались обычно только внутри сословия. Девица духовного происхождения зачастую не могла выйти замуж, не имея приданого в виде церковной должности, а с другой стороны, семинарист, для того чтобы получить рукоположение, должен был предварительно найти невесту с местом. Назначение на место зависело от епископа; главным образом принималась во внимание аттестация училищного и семинарского начальства. Дом и усадьба священника, как правило, находились в его частной собственности. Поэтому сын, получив надлежащее образование, оказывался гораздо более приемлемым кандидатом на замещение отцовского места, чем чужой человек, которому, чтобы получить место, пришлось бы выкупить дом и усадьбу. Если же после смерти священника его сыновья уже были устроены, но оставалась вдова или дочь на выданье, то они и становились наследницами отцовской недвижимости. И соискатель священнического места, женясь на дочери и беря на себя обязательство содержать вдову-мать, становился вполне подходящим претендентом на место своего покойного тестя. Из наследственного права на дом и усадьбу выросла наследственность самих священнических, диаконских и причетнических мест. Причем чаще всего наследство закреплялось не за сыновьями, а за дочерьми-невестами. Такого рода наследственность поддерживалась епархиальными архиереями, которые почитали своей обязанностью заботиться об устроении материального благополучия семейств духовного чина. («Страницы истории России в летописи одного рода», с.699–700, 702–703)

6) Ныне – с. Мизиновка Звенигородского р-на Черкасской обл. Расположено примерно в 12 км к северо-западу от г. Звенигородка. Географические координаты: N49.13, E30.83.

7) Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве. Уже в XI веке на этом месте существовал Дмитриевский монастырь, учрежденный сыном Ярослава Мудрого киевским князем Изяславом Ярославовичем (в крещении Дмитрий). В июле 1108 года его сын Святополк (в крещении Михаил) начал возводить в отцовском монастыре каменный Михайловский храм. Купол его позолотили, и новый собор, а потом и весь монастырь стал называться Михайловским Златоверхим. В последующие столетия собор не раз перестраивался. К середине XVIII в., после многочисленных преобразований, собор стал семи купольным, все главы были позолочены. Интерьеры украсили фресковая живопись и мозаика. Главной святыней Михайловской обители, в прежние времена привлекавшей отовсюду тысячи богомольцев, являются мощи великомученицы Варвары. В настоящее время монастырь находится в ведении Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

8) Церковь мц. Александры в с. Лебедовка построена в 1843 г.: http://www.oda.ck.ua/?lng=rus§ion=9&article=17

9) Зять – муж дочери, сестры или золовки (сестры мужа).

10) Свояк – муж свояченицы – сестры жены

11) Следовательно, свящ. Филипп Яковлев и свящ. Симеон Подгурский скончались в 1843–1844 гг.

12) Бурсак – ученик семинарии, находящийся на казенном содержании.

13) Материальное состояние сельских священников в России было крайне тяжелым. В 1-й половине XIX в. основным источником обеспечения сельского приходского клира оставались платы за требы и традиционные пожертвования («славы» на Пасху, Рождество, Петровки) хлебом и продуктами от прихожан. Это «мирское подаяние» было скудно, и получать его зачастую было унизительно. При Александре I Комиссией Духовных училищ был поставлен вопрос о казенном жаловании для духовенства, но за недостатком средств он не был решен. При Николае I стали ежегодно выделять средства в помощь беднейшим приходам, а с 1855 г. духовенству стало выплачиваться жалованье. К началу 60-х гг. около половины приходских причтов получало жалованье из казны, которое, однако, в бюджете клириков играло вспомогательную роль и не могло заменить традиционных источников доходов. («Страницы истории России в летописи одного рода», с. 701)

14) Отсюда следует, что рукоположение во священника тоже требовало определенных материальных затрат.

15) По-видимому, Стефаном, впоследствии священником села Матусова.

16) Сипягин Сергей Николаевич. 1826–1856, Одесса. Коллежский асессор. Жена Красовская Дарья Порфирьевна (умерла в 1877). Сын Дмитрий 1853–1902. Дочь Александра по мужу Дубасова 1854.

17) Сипягин Дмитрий Сергеевич (в некоторых публикациях Синягин) [8(20).3.1853, Киев – 2(15).4.1902, Петербург], русский государственный деятель. Из дворян Московской губернии Окончил Петербургский университет (1876). В 1888 курляндский, в 1891–93 московский губернатор. В 1893 товарищ министра государственных имуществ, с 1894 товарищ министра внутренних дел. С октября 1899 управляющий, с 1900 министр внутренних дел. Проводил карательные меры против рабочего, крестьянского и студенческого движений, осуществлял русификаторскую политику в Финляндии, был инициатором созыва «Особого совещания о нуждах с.-х. промышленности» (1902). Смертельно ранен в Мариинском дворце эсером С. В. Балмашевым. (Большая Советская Энциклопедия). Жена Александра Павловна Вяземская, 1855–1928. Детей не имел.

18) Бибиков Дмитрий Гаврилович [1792–22.2(6.3).1870, Петербург], русский государственный деятель. Участник Отечественной войны 1812. В декабре 1837 назначен киевским военным губернатором, подольским и волынским генерал-губернатором, в 1852–55 министром внутренних дел. Активно проводил великодержавную политику. В целях ослабления польского влияния и русификации Украины заменил местных чиновников русскими, провел проверку прав польской шляхты на дворянство, в результате которой часть шляхты была переведена в податное сословие. В 1846–47 разработал инвентарные правила, нормировавшие отношения крестьян и помещиков в юго-западных губерниях. (Большая Советская Энциклопедия)

19) Возможно, в 1876 г. был настоятелем Гутавского прихода Конотопского уезда Черниговской епархии (http://www.petergen.com/bovkalo/sp/chernigov1876.html).

20) Это было не позднее 1857 г., поскольку митр. Филарет скончался 21 декабря 1857 г.

21) По-видимому, описка: в послужном списке, датируемым июлем 1972 г., о. Мартин уже числится в Димитриевской церкви с. Лозановка.

22) Арсений (Москвин), митрополит Киевский и Галицкий. 24 апреля 1832 года хиротонисан во епископа Тамбовского. С 5 апреля 1841 года – архиепископ Подольский. С 6 ноября 1848 года – архиепископ Варшавский, викарий Волынской епархии, священноархимандрит Почаевской Лавры. С 1 июля 1860 года – митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры и член Св. Синода. Скончался 28 апреля 1876 года. Погребен в каменной церкви во имя Воздвижения Честного Креста, в Ближних пещерах, пред Казанской иконой Божией Матери.

23) Ныне – с. Лузановка Каменского р-на Черкасской обл. Расположено примерно в 5 км к северо-западу от с. Лебедевка, на р. Гнилой Ташлык. Географические координаты: 49.0503°, 31.9056° – посмотреть в Google Maps.

24) Ныне – с. Матусов Шполянского р-на Черкасской обл. Расположено примерно в 23 км к западу от с. Лузановка. Географические координаты: 49.05°, 31.58° – посмотреть в Google Maps.

25) Ныне – с. Старая Осота и с. Новая Осота Александровского р-на Черкасской обл. Расположены примерно в 27 км к востоку от с. Лузановка. Географические координаты: Старая Осота – N49.03, E32.28, Новая Осота – N49.0, E32.26.

26) Возможно, Ботвиновский Иаков Онисимович, член Поместного собора РПЦ 1917–1918 гг. по избранию от Киевской епархии, 54 года, священник Покровской церкви м. Смелы Черкасского уезда, окончивший духовную семинарию (http://www.petergen.com/bovkalo/sp/sobor1917.html).